Post mortem и Селфи

Post mortem и Селфи - краткое психологическое исследование моды на фото двух эпох

Обучающаяся коллега (обучающаяся - в силу молодого возраста) привела классный образ семейной ситуации - фотографии в жанре Post Mortem, то есть "после смерти".

Признаюсь, услышал о нём впервые, сделал поиск в яндексе - от результата стало слегка дурно, так что оставляю такие фото на ваш самостоятельный поиск и рассмотрение. Однако рассмотрим психологическую сторону вопроса.

Этот жанр возник с появлением фотографии, и продолжал видимо традицию снятия посмертных масок (знамениты такие маски Пушкина, Суворова, Высоцкого...), которая - в виде маски, клавшейся на лицо на случай неудачного бальзамирования -  в свою очередь была продолжением погребальных традиций древних египтян, римлян, иудеев и прочих народов, которые сохраняли тела в пирамидах или подземных гробницах, в отличие от народов, практиковавших сжигание тел усопших.

Традиция посмертных фото процветала во второй пол 19 - нач. 20 в в Западной Европе именно в качестве художественного портрета - в каждом достойном похоронном агенстве был свой специальный фотограф, выезжавший на дом.

Тела наряжали, причёсывали, открывали глаза, помещали с помощью держателей в позы живых людей сидя или стоя часто в окружении родственников, иногда многочисленных...

Нам в России это может показаться дикостью, поскольку у нас если и фотографировали, то в целях строго документальных как память о событии - например, во время похорон и в гробу, без художественных украшений и "позирования".

Художественные фото Post Mortem, конечно, непонятны без их христианского религиозного смысла вообще, и католической эстетики в частности.

Религиозный смысл заключался в вере во второе пришествие Христа для страшного суда, одним из последствий которого, согласно догматике, будет всеобщее воскресение мертвых в их телесной форме по образу того, как воскрес в своём теле Христос.

Соответственно, в католической традиции иногда практиковали захоронения вертикально на внутренних стенах храмов или катакомб (см. в поиске "музей мёртвых в Палермо") - чтобы люди после воскресения сразу могли пойти. Кроме того верили, что душа человека во-первых, есть, и во-вторых, вообще бессмертна, то есть не умирала со смертью физического тела.

Смерть не воспринималась с атеистическим трагизмом, но скорее с радостью, поскольку смерть означала избавление от тела как орудия греха, и соединение души с Богом, и надежду на воскресение тела.

Потому всяческие посмертные изображения усопшего родственника означали надежду на скорую новую встречу с ним у Бога в царствии небесном, а также любовь и уважение к усопшему как личности в целом - в своём телесном выражении.

В условиях специфически католического отношения к телу как сосуду греха, когда, чтобы не обнажаться и не подвергаться блудным искушениям даже на самом себе, мылись только два раза в жизни - при рождении и смерти - эстетика мертвого тела привлекала к себе массу любовного чувства в силу романтизации смерти: покойный покидает печальную и греховную земную "юдоль" и провожается как герой в "лучший мир".

Гениальный Высоцкий, ушедший молодым, спел о загробной жизни так

(песня звучит в фильме "Спасибо что живой"):

"...Земной перрон. Не унывай
И не кричи. Для наших воплей он оглох.
Один из нас уехал в рай,
Он встретит Бога - там ведь есть, наверно, Бог?
Он передаст ему привет,
А позабудет - ничего, переживем.
Осталось нам немного лет,
Мы пошустрим и, как положено, умрем.

Вот и сбывается все, что пророчится.
Уходит поезд в небеса - счастливый путь!
Ах, как нам хочется, как всем нам хочется
Не умереть, а именно уснуть.

Разбудит вас какой-то тип

И пустит в мир, где в прошлом войны, вонь и рак.

Где побежден гонконгский грипп.
На всем готовеньком ты счастлив ли? Дурак..."

Потому фото с покойными не считались дикостью, тем более на фоне и в сочетании с другими католическими художественными традициями - статуи (в православии почти отсутствуют), скульптурные изображения усопших на кладбищах.

Также культ усопших в целом помещается в рамки культа почитания святых и их нетленных тел - а нетление является одним из условий канонизации - но всё-же фото с несвятым покойником выходит явно за рамки церковно-канонические.

С началом т.н. Ренессанса и Реформации в европейских странах пошли процессы секуляризации, когда религиозный смысл смерти как освобождения от рабства греху и приближение к Богу стал в светской культуре подменяться возрождением античного культа тела (включая возобновление олимпийских игр), но старая эстетика имела определённую инерцию и использовала такие новые технические средства как фотография.

Очевидно, сами похороны, ранее имевшие глубоко религиозный смысл, требовавшие чтения над покойным псалтири, на взгляд не успевших изучить закон Божий маленьких детей, а также безрелигиозных взрослых,  могли быть ошибочно восприняты как триумф нарциссизма смерти.

Всё лучшее мёртвым: оркестр с музыкой, массовое стечени стильно одетых родственников, горы цветов, которых и живым не всегда столько приносили, и главное - об усопшем только всё хорошее, либо ничего (потому что всё плохое оставлялось по человеколюбию на Божий суд, а не потому что надо было закрывать глаза на грехи - данное обстоятельство стали забывать).

Такое причудливое сочетание терявших своё божественное, а значит духовное, а значит психологическое содержание церковных обрядов - и нового культа тела  дало странную моду на post mortem.

С отделением церкви от государства и последовавшей сексуальной революцией post mortem оказался слишком некрофильским, перверсным, "на любителя", чуждым культу той жизни, которая ограничивалась промежутком между рождением и умиранием.

 Какой урок даёт нам post mortem?

Один из вариантов ответа: если пренебрегать духовной и душевной жизнью, то  современными post mortem в психологическом смысле могут стать прижизненные "селфи" тела без души и духа... не говоря уже о живом общении или жизни с таким человеком.

и ещё..., в навязчивом постоянном посматривании в зеркало - есть что-то от post mortem,  как от желания увидеть: жив я или уже умер?...

P.S. В прошлом году похоронное агенство в одном российском городе для своей рекламы устроило конкурс "Лучшее селфи с покойником"... в сети есть.
















     
Copyright © Дмитрий Соколов. 2017