Мужская и женская эдипальность в «Теогонии» Гесиода»
1. Введение
Отношения мать-ребёнок-отец были определены Фрейдом как источник внутрипсихического конфликта между Ид, стремящегося к матери, и Супер-Эго, запрещающего такое влечение. При этом Фрейд указывал на различия данного процесса у мужчин и женщин и объяснял женственность идентификацией с матерью, а не с отцом, что делает Супер-Эго женщин более мягким, если не сказать отсутствующим. Последующие исследования школы объектных отношений более подробно показали, что в ранних отношениях младенца к матери присутствует не только любовь, но и жесточайшая агрессия. Мать, а точнее её хорошее отношение к младенцу, стала восприниматься также источником Супер-Эго, или по крайней мере прообразом хорошего объекта в психике младенца. «Достаточно хорошая» мать необходима ребёнку, среди прочего, и как прообраз «достаточно хорошего» отца. Таким образом, вне зависимости от факта физического наличия реального отца или качества его отношения к ребёнку, мать вносит значительный вклад в формирование образа отца как вызывающего в последствии либо желание обладать им – у девочки, либо подражать ему – у мальчика. Лакан соотнёс отсутствие сформировавшегося хорошего образа отца с психотической патологией личности, а наличие противоречивого или слабого образа отца – с пограничной патологией. Почему недостаточно только сильного хорошего образа матери для выхода в депрессивную невротическую – т.е. относительно менее патологичную психику? Ответ на это даёт именно концепция эдипальности. Дело при этом очевидно не в том, что образ отца как мужчины имеет преимущества перед образом матери, позволяя ребёнку быть более социализированным, адаптированным и т.д. Дело в том, что мать имеет преимущество перед отцом во влиянии на формирование у ребёнка образа супруга. Даже бессознательное злоупотребление возможностью направлять свою агрессию на отца ребёнка приводит как раз к тому, что отец становится менее желанным для дочери, менее авторитетным – для сына, даже если это не заметно по внешним признакам. Данное обстоятельство, присутствующее в эдиповом периоде (3-5 лет) и, очевидно, в пубертате, по нашему мнению, создаёт массу проблем. При выходе в латентную стадию (после эдипа) соответственно искажается поло-ролевая идентичность – идентификация девочки и мальчика с отцом не подкрепляется одобрением матери, в результате девочка своевременно не получает опыта мужского взгляда на мир и сопереживания мужчинам, у мальчика усиливается кастрационный страх вплоть до формирования зависти к женскому устройству тела, т.е. гениталий. Пубертат добавляет проблем уже в поведенческом плане – девочка может склоняться не к идентификации с агрессивной мамой, а с виктимным отцом, ведя себя по мужски для восстановления в бессознательном хорошего образа отца, мальчик усиливает «идентифиакцию с агрессором», т.е. с женщиной, вплоть до бессознательного выбора пассивной или активной латентной гомосексуальной ориентации.
Итак, женщины могут оказывать большое, а возможно и определяющее влияние на отношение своих детей к отцам, а значит и на будущее своих детей.
Посмотрим, как данное обстоятельство отражено в «Теогонии» Гесиода.
2. История Кроноса
«Теогония» - поэма Гесиода конца 8 – начала 7 в. до Р.Х., одна из источников по древнегреческой мифологии.
В поэме излагается история богов от первого бога Хаоса до брака дочерей Зевса со смертными мужчинами. История богов напоминает действие бессознательных сил, имеющих дериватами события в жизни земных людей.
Рассмотрим некоторые сюжеты, касающиеся треугольника отношений мать-отец-ребёнок.
В этом сюжете мы видим, что восстание Крона против отца и выполнение воли матери не принесло ему покоя, поскольку против него же стали выступать и его мать, и тем более отец, которые помогли своему внуку свергнуть сына.
3. Матриархальность «Теогонии»
Если Эдип убил отца и женился на матери, то в более ранней «Теогонии» («Царь Эдип» датируется 5 в. до Р.Х., по годам жизни Софокла) всё много более архаично: Кронос не любит отца, и кастрирует его по наущению матери.
Главным действующим лицом в «Теогонии» выступают женщины – богини: они рождают себе мужей, они организуют кастрацию Урана, они устраняют Кроноса и приводят к власти Зевса, дают советы Зевсу, как победить титанов, покровительствуют земным царям-победителям. Таким образом, одной из главных тем «Теогонии» можно считать женскую психологию. Внимание Гесиода к женской психологии проявляется также в том, что он высказывает враждебность женщинам в сюжете о даровании Прометеем огня людям. За это был наказан не только Прометей. Зевс придумал и людям изощрённое наказание – по его просьбе Гефест создал «деву стыдливую, приманку искусную, гибель для смертных»: «Женщин губительный род от нее на земле происходит. Нам на великое горе, они меж мужчин обитают, В бедности горькой не спутницы,- спутницы только в богатстве. Так же вот точно в покрытых ульях хлопотливые пчелы Трутней усердно питают, хоть пользы от них и не видят; … Так же высокогремящим Кронидом (Зевсом), на горе мужчинам, Посланы женщины в мир, причастницы дел нехороших. Но и другую еще он беду сотворил вместо блага: Кто-нибудь брака и женских вредительных дел избегает И не желает жениться: приходит печальная старость - И остается старик без ухода! … Если же в браке кому и счастливый достанется жребий, Если жена попадется ему сообразно желаньям, Все же немедленно зло начинает с добром состязаться Без передышки. А если жену из породы зловредной Он от судьбы получил, то в груди его душу и сердце Тяжкая скорбь наполняет. И нет от беды избавленья!» Через призму такого враждебного женщинам отношения можно рассматривать и историю кастрации Урана Кроносом, задуманной Геей.4. Выводы
Итак, мы видим в «Теогонии» отражение массы бессознательных фантазий, сформулированных Фрейдом – зависть к пенису, страх кастрирующей «зубастой вагины», уравнивание ребёнка и фаллоса. И всё это имеет значение не в рамках отношений только лишь мужчина-женщина, но в контексте отношений мужчина-женщина-ребёнок. Ребёнок делает возможным для женщины вернуться из эдиповой констеляции в до-эдипову, со всеми её архаическими характеристиками и страхами. Взрослая же психика укоренена в эдиповом треугольнике. Для психики женщины этот треугольник выглядит как «женщина-мужчина-ребёнок», отражая эдипальную ситуацию «мама-папа-я». Для мужчины, который в данном треугольнике не может заменить себя своим ребёнком и перейти в категорию «папа», он всегда остаётся «ребёнком», но, чтобы в своих любовных отношениях не остаться наедине с «мамой» без третьей стороны, он делегирует функцию «отца» тотемической фигуре или богу. Так, в «Теогонии» отцом смертных людей становится Зевс, который даровал им также законы и государственное устройство.
Иначе говоря, для женщины трансформация детской эдиповой ситуации во взрослую становится возможной с рождением ребёнка и прохождением периода после-родового психоза, для мужчины – с признанием над собой некоей главенствующей инстанции или бога, что тоже можно рассматривать как проявление психотических тенденций.
Под взрослой эдиповой ситуацией мы понимаем интеграцию индивидуальной инфантильной эдиповой ситуации во взрослую личность с необходимым уровнем социализации, позволяющей преодолеть детские тревоги и страхи, стать способным (способной) «любить и работать».
Как видим, выход во взрослый Эдип у женщин и мужчин принципиально различен, может, поэтому говорят, что они с разных планет?