Паразитирование и созависимость

Паразитирование, созависимость, истоки, трансформация

В теме про проституцию написал:

 "Налицо паттерн паразитирования на чужих проблемах:

 Так врач может паразитировать на проблеме больного, прикрываясь белым халатиком и медицинской властью.

 Так ростовщик имеющий деньги может паразитировать на том, кто их не имеет.

 Так психолог может паразитировать на проблемах клиента.

 Так клиент проститутки может паразитировать на проблемах проститутки.

 Так апологет (апологетка) проституции может паразитировать на проблемах клиента проститутки."

 Можно было добавить - так родители могут паразитировать на проблемах (беспомощности) ребёнка. Или так метрополии паразитируют на колониях. Или мужчины и женщины – не всегда в реальности, но в фантазиях – друг на друге.

Это всё были житейские рассуждения. А психологическое знание говорит, что каждый из нас был паразитом «законным» - находясь в роли младенца у материнской груди, получая всё необходимое для выживания не в силу паразитирования на маме, а в силу порядка вещей.

 На этом уровне закладывается баланс «брать-давать», чувство благодарности к маме, или – если мама не додаёт -чувство зависти.

 Чувство отождествления со своей мамой во взрослости помогает человеку «кормить» других своей любовью щедро и не быть паразитом. Но что если мама злоупотребляла своей «властью» над младенцем? Для него это не проходит бесследно, и у него вечным остаётся соблазн вернуться в младенчество и состояние грудного вскармливания. Но поскольку это и невозможно, то отождествление с мамой диктует другой вариант – самому найти того, кто будет от тебя зависеть, и паразитировать на его проблемах в материальном или психологическом смысле, бессознательно думая при этом, что именно доминирование над слабым делает тебя взрослым. По этой же модели строится и «дедовщина» в армии. По этой же модели могут строиться и отношения между мужчиной и женщиной, с теми различиями, что мужчина и женщина в разной степени отождествляется со своей мамой, а для мужчин примером отождествления может выступать ещё и папа.

 А поскольку все мамы – только лишь относительно хорошие, не идеальные в смысле полноты отдачи себя ребёнку, то такая проблема в той или иной степени есть у всех, даже если её мягкость позволяет её временно не замечать.

 И путём компенсации данной зависимости – то есть трансформации травматического опыта паразитирования на своей маме – являются в практике религиозного «саморазвития» посты, причём их разные формы так или иначе можно сопоставить с грудным вскармливанием. Так есть постные дни, где запрещается вся животная пища – она может бессознательно ассоциироваться и смолоком, и с фантазией о поедании материнской груди. Есть неделя, когда из всей животной пищи наоборот разрешается только молоко и его продукты – то есть именно моделируется грудное кормление. Есть дни, когда не разрешается горячая пища – то есть такая, которая даже своей температурой не будет напоминать теплоту материнского молока. И есть наконец дни, в частности первые 3 дня в начале великого поста, когда запрещается до вечера среды вообще есть что-либо. То есть человеку полагается 2 ночи ложиться спать голодным. Здесь моделируется вообще временное отсутствие мамы.

 О силе и действенности данной процедуры основоположник христианства сказал, что только «постом и молитвой изгоняются бесы». А символическом значении поста сказал выше. Значение молитвы можно понять, если предположить под бесами как собственные желания ребёнка съесть, «сожрать» свою мать, так и материнский «паразитный» интроект в его плохих частях, то есть тот образ матери, который «паразитировал» на беспомощности ребёнка. Тогда молитва к Богу как существу- не паразиту и превосходящему по силе как самого молящегося, так и его маму (символизирующему очевидно идеального папу) помогает трансформировать «паразитный» интроект матери в «дающий», что во всяком случае не будет противоречить истине: если бы даже самая плохая мама не была бы отчасти «хорошей» - то человеку не довелось бы молиться по причине его смерти ещё во младенчестве.

  Ну и на своём опыте – для тех, для кого психологические эффекты могут быть не достаточно привлекательными - могу подтвердить благоприятное воздействие поста и на физическое состояние. Несмотря на трудность соблюдения правила не есть два дня, после суточного голодания и сна на голодный желудок пробуждение было лёгким и свободным от ломоты в суставах, ощущавшейся накануне.
















     
Copyright © Дмитрий Соколов. 2017