Нагорная проповедь и психологические смыслы христианства
Нагорная проповедь – беседа Христа с учениками - глубоко психологична, и революционно развивает господствовавшие тогда традиционные иудейские и языческие моральные нормы.
Она обширна по содержанию (занимает последовательно 3 главы у Матфея и разбросана по 10 главам у Луки), но собрать все её мысли можно вокруг двух тем: отношение с Богом, и отношение с людьми.
Итак, в отношении с ближними Христос предлагает новое правило:
в отношении к себе от ближних - не ждать почитания и уважения, и даже доброго слова, по той причине, что это будет означать,
во-первых, награду от людей, а не от Бога (особенно, как усматривал Христос в случае фарисеев - за молитву, пост или дела милосердия), во-вторых, что это было свойственно лжепророкам – искать земной славы от людей («горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их» Лк, 6:26).
Христос сначала цитирует старый принцип, в котором «закон и пророки»: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», и «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего», затем предлагает революционную трактовку: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).
По отношению к людям Христос упраздняет разделение на ближнего, брата - и на врага, ибо так (деля людей) "поступают язычники" - а заповедует ко всем одинаковое отношение любви и благословения. Христос во всей своей Нагорной проповеди последовательно утверждает мысль, что человек не должен разделять людей на праведных и злых, по образу того, что и Бог «повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45)
Наградой за доброе отношение к врагам является новое отношение с Богом - усыновление Богу, приходящее на смену ветхозаветного отношения к Богу как раба и господина. Только отношения сына и отца означают, что сын полностью наследует всё отцовское достояние. Отношения раба и господина, при всей возможной доброжелательности, не предполагают, что раб может получить от господина хоть частичку господского достоинства или наследства.
Отношения с Богом Христос, сам Истинный Сын Божий, характеризует как блаженство, то есть в нашем понимании счастье – и раскрывает новое содержание отношений и в молитве «Отче наш», и и в самом начале проповеди – в Заповедях Блаженства. В отличие от декалога Моисея, где воля Бога выражается как противоречащая или не совпадающая обычной воле человека, Заповеди Блаженства представлены как выражение совпадения воли человеческой и воли Божией, вызывающее переживание счастья в результате полного подчинения своей воли и послушание Отцу.
Наградой за следование Заповедям Блаженства - начиная от стяжания нищеты духа, когда сам человек поставляет себя в полную зависимость от воли Бога-Отца, через плач, кротость, алкание правды, милость, чистоту сердца, миротворчество, терпение гонения за правду, поношение за имя Христово как Истинного Сына Божьего – является не слава среди людей или «в веке сем», а утешение, насыщение, наследование земли, зрение Бога, наречение сынами Божьими и стяжание Царства Небесного, и в силу всего вышеперечисленного - уподобление Богу-Отцу, в психологическом смысле - идентификация с ним-же: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Таково утверждение новых отношений с Богом: обретение богоподобного совершенства, стяжание божественных качеств благости, всемогущества и любви, через усыновление Богу и единство с Ним - как награда за смелость повзрослеть, то есть - в психологическом смысле - сепарироваться от Матери.