Интроективная идентификация

Размышляя о психологическом значении личности Христа для верующих - и неверующих тоже - подумал о таком психическом механизме, как интроективная идентификация (предложила, наверно, М.Кляйн, также как и проетивную идентификацию) - когда человек идентифицируется в поступках, мыслях с интроецированным объектом. Возможно, для психического здоровья и способности к взрослым отношениям важно иметь такой объект, который пожертвовал ради тебя чем-то важным, и даже самым важным - своей жизнью, чтобы интроецировать его внутрь психики и идентифицироваться с ним, вполне бессознательно. Христос несомненно такой объект. Причастие - т.е. принятие в себя Тела и Крови ("за вас ломимое, за вас изливаемое") - создает условия для этого и действует помимо сознания, т.к. действие интроективной идентификации (как и проективной) у взрослых бессознательно, характерно для детей и взрослых лиц пограничной и психотической организации психики. Причастие психически больных лиц неоднократно имело положительный эффект для их состояния.
















     
Copyright © Дмитрий Соколов. 2017