Духовность и назальное либидо

Доклад сделан на Конгрессе Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (ЕКПП) в Киеве в сентябре 2010 года. Опубликован в "Вестнике психоанализа" за 2011 г.

Психоаналитическое исследование понятия духовности с использованием концепции «назального либидо»

Соколов Д.В.

1.   Введение - концепция назальной стадии развития либидо.

2.   Проблема понятия «духовности». Связь с понятием «души».

3.   Душа и духовность и их связь с дыханием.

4.   Назальное либидо с точки зрения теории невроза. Чувство вины и чувство стыда.

5.   Христианская пневматология с психоаналитической точки зрения

6.   Заключение.

Вовочка долго подглядывает за родителями в спальне, потом грустно вздыхает и возмущённо говорит: «И эти люди запрещают мне ковыряться в носу» (анекдот)

1. Введение - концепция назальной стадии развития либидо.

Настоящий доклад является продолжением нашего доклада на ЛШ ЕКПП-НФП-2009 в СПб (см. "Вестник психоанализа НФП" за 2010). В том докладе нами была рассмотрена носовая полость как слизистая оболочка, имеющая все предложенные Фрейдом признаки эрогенной зоны, и дыхание, как телесная функция самосохранения, изначально с данной зоной соединённая. Была рассмотрена разница в дыхании у младенцев и взрослых, психические представления, связанные с дыханием, и было предложено дополнение к теории влечений Фрейда в виде постулирования назальной стадии развития либидо как имеющей источником назальную эрогенную зону.

Нами были определены некоторые психические качества назального либидо и представления, катектируемые им, а именно:

1)   Стимулирующий назальную эрогенную зону воздух, связывается  с представлением о невидимом и нематериальном,

2)   амбивалентность как удовлетворение от разнонаправленных действий «вдох» и «выдох»

3)   до-объектный характер

4)   до-вербальный характер

5) до-символический характер

6)   опыт кислородного голодания, мотивированный побудительным желанием вернуться в пре-натальное состояние и активизирующий страх аннигиляции (смерти)

7)   вдохновение (inspiration) как черта характера

8)   срочный, не терпящий отлагательства характер

9)   разрядка назального либидо связывается с чувством вины регрессивно, после формирования эдипального Супер-Эго или его анальных предшественников

10) чувство психического удушения как производная от опыта кислородного голодания

Нами было высказано предположение, что галлюцинаторное удовлетворение при фрустрациях между кормлениями у младенцев может иметь не оральное содержание в виде галлюцинаторных воспоминаний об опыте кормления, как предположил Фрейд, а быть замещающим удовлетворением назального либидо от дыхания.

Высказывалось мнение, что Фрейд не уделил достаточного внимания назальному либидо и не выделил соответствующую стадию развития либидо, возможно, во-первых, не имея клинических данных о ныне известных сексуальных перверсиях, связанных с данной зоной («придушивание»), во-вторых, вытеснения данное психичекое содержание из-за собственной сильной зависимости от курения, и в-третьих, из-за своего противоречивого отношения к теме религиозной духовности, представленной в его жизни иудаизмом и католичеством.

В названном докладе нами было предложено считать вдохновение характерологическим проявлением в норме у взрослых назального либидо, например, вдохновение своим любовным партнёром, другими отношениями, профессиональной деятельностью и т.д. Также нами была установлена связь между назальным либидо и таким культорологическим понятием, как духовность.

Последнее утверждение при общем обсуждении вызвало вопросы, на которые хотелось бы ответить теперь более пространно и ясно. Вопросы, в частности, касались того, на каком основании назальное либидо может быть связано с понятием духовности - только ли на созвучии или этимологическом единстве слов «духовность» и «дух», понимаемый как дыхание, которое стимулирует назальную эрогенную зону.

2. Проблема понятия «духовности». Связь с понятием «души».

Для ответа на данный вопрос требуется иметь определение «духовности». Интернет-словарь Википедия, например, содержит весьма краткую словарную статью «духовность».

"Духовность" не является общепринятым психоаналитическим понятием, очевидно, поэтому в психоаналитических словарях отсутствует статья «духовность», а в психоаналитической литературе - одноименный поисковый индекс. Тем не менее, понятие духовности как психоаналитической концепции мы видим только в «логотерапии» В.Франкла, рассматриваемой нами в качестве духовно-ориентированной антитезы «телесно-ориентированного «психоанализа».

Большая Православная Энциклопедия, издаваемая Русской Православной Церковью, не содержит словарной статьи «духовность». В ней имеется статья «Душа», содержащая обзор всех основных философских и религиозных концепций о душе - от античных до современных, включая Фрейда. Из текста данной статьи становится ясно, что «духовность» понимается разными мыслителями как противоположное «телесности», а в силу этого относится к проявлениям «души» как дихотомии «душа-тело». Однако некоторым авторам, в том числе христианским, свойственно выделять три части человеческой личности - в дополнение к «телу» и «душе»  - ещё и «дух» как некую составляющую, отличающую человека от прочих живых существ и имеющую своим источником некую высшую силу. Данное различие души и духа, по нашему мнению, отражается в параллельном употреблении иногда взаимозаменяемых, но разных греческих терминов - психея и пневма.

Религиозное мышление и христианское богословие поставило «духовность» и «духовные смыслы» в центр своего дискурса, особенно приняв "Святой Дух" в качестве одной из ипостасей Бога. Учение о Св.Духе исследуется в рамках специальной богословской дисциплины - «пневматологии».

В контексте современной психотерапии одной из немногих современных попыток в России рассмотрения вопроса духовности является публикация Белорусова в ежемесячном журнале «Психотерапия» (2009 год, выпуск №10), в некоторых других работах.

В целом духовность различают на светскую и религиозную. Светская духовность в основном сводится к понятиям этики и нравственности, определяемых принципом отношения к другим людям - «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». С религиозной духовностью несколько сложнее, поскольку религия как таковая по определению имеет духовной целью «восстановление связи с Богом», что, как мы увидим в дальнейшем, в христианстве имеет довольно сложное и многосоставное значение.

3. Душа и духовность и их связь с дыханием.

В китайской и индийской традиционной медицине имеются базовые понятия «ци» и «праны», определяемые как «воздух», «дыхание» и - шире - как «энергия жизни», с большим числом дыхательных упражнений и практик по задержке дыхания.

В древнегреческой медицине и философии имелось понятие «пневма» - дыхание, дуновение, дух.

Современный раннему христианству гностицизм делил всех людей на физиков, психиков и пневматиков, приписывая последним особую духовность и предназначенность к спасению.

Древнееврейское слово руах, "дух", как и греч. pneаma, имеют натуроморфное происхождение. Оно тождественно понятиям "ветер", "буря", "веяние", "дыхание".  Семантика термина связана с представлением о жизненной энергии, мощи и свободном движении. Так, в Ветхом Завете пророку Илие Бог является в веянии ветра (3 Цар 19:12), а в Новом Завете Христос прямо сравнивает действие Духа Божьего с непредсказуемым порывом воздуха: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин 3:8).

В книгах Ветхого Завета Дух Божий изображен как высшее Начало, активно воздействующее на мир. Дух животворит первозданную Вселенную (Быт 1:2), Он поддерживает бытие твари (Пс 103:30), говорит в Откровении через пророков и др. избранных людей (Зах 7:12), дарует силу вождям народа совершать предназначенное им на земле дело (Суд 3:10; 1 Цар 10:1; Иез 3:12).

В Новом Завете Ипостась Святого Духа являет Себя одновременно с Отцом и Сыном (повествование о Крещении Господнем). В НЗ содержится три образа явления Святого Духа: голубь, ветер, огонь ().

Таким образом, понятие души, духа и духовности обнаруживают прямую антропоморфную связь с дыханием как телесной функцией.

4. Назальное либидо с точки зрения теории неврозов. Чувство вины и чувство стыда.

Итак, обнаружив связь концепции духовности с дыханием, можно перейти к рассмотрению связи дыхания и либидо. Сделать это можно, применив к назальному либидо методологические приёмы, применявшиеся ранее к другим стадиям развития либидо. Тогда можно утверждать, что назальное либидо в не-вытесненном своём виде интегрируется у взрослых в норме в генитальную сексуальность, а также сублимируется в культурных формах, о чём подробнее скажем позже. В той мере, в которой назальное либидо вытеснено и не соединено с предметными или словесными представлениями, оно может участвовать в образовании психических или соматических симптомов.

Интеграция назального либидо во взрослую сексуальность под главенством генитальности может находить своё выражение в чувстве вдохновения, вызываемого любовным объектом, в представлениях о том, что у любящих «на двоих одно дыхание», что они «дышат одним воздухом», что они могут «задохнуться от счастья», «дух захватывает» и т.д. и т.п.

Однако в случае регрессии с генитальной стадии на назальную, соответствующие либидинозные представления могут участвовать в образовании таких, по нашему мнению, симптомов, как панические атаки, страх сойти с ума, различного рода зависимости (зависимости, как мы полагаем, более связаны с назальным, нежели с оральным либидо), а также аутизм и  депрессии. Назальное либидо, имеет весьма специфический, отличный от прочих стадий либидо характер: оно в меньшей степени терпит отсрочки удовлетворения и не зависит в своём удовлетворении от внешнего объекта, что, по нашему мнению, либидинозным образом подкрепляет сепарацию в объектных отношениях и подкрепляет компонент ненависти в них. Оно также является источником чувства стыда. Чувство стыда - мучительное психическое состояние, о котором говорят «сгореть со стыда», по-нашему мнению, имеет либидинозным источником отчасти и назальное либидо, поскольку предполагает архаическую психическую структуру, отсутствие в структуре психики хорошего внутреннего объекта и тем более Супер-Эго. Динамически же мучительное чувство стыда, передаваемое иногда фразой "мама, роди меня обратно", связано с влечением вернуться в комфортное пренатальное состояние через остановку дыхания, которое кстати единственное что отличает состояние ребёнка до и после рождения. Психическая архаика чувства стыда проистекает из ранних опытов задержки дыхания и кислородного голодания, когда успокоение, связанное с остановкой дыхания и активизацией пренатального состояния, вызывает одновременно и мучительное чувство кислородного голодания.

По нашему мнению, удовлетворение назального либидо через дыхание может бессознательно ассоциироваться после начала генитальной стадии с генитально-мастурбационным удовлетворением и вызывать бессознательное чувство вины, так что запрет на мастурбацию в определённой мере распространяется на дыхание. Вместе с тем, регрессия либидо на более ранние стадии, снижая остроту конфликта Ид и Супер-Эго, активизирует свойственные данным стадиям тревоги и страхи. Назальной стадии, по нашему мнению, свойственен страх аннигиляции или уничтожения, имеющий своим источником переживание в младенческом возрасте кислородного голодания. Потому состояния абстиненции при зависимостях или панические атаки, ассоциирующиеся или напрямую связывающиеся со страхом задохнуться, могут являться симтоматическими способами разрядки назального либидо. Назальное либидо с точки зрения нарциссического и объектного либидо имеет несомненно нарциссический характер, а зависимости традиционно относятся к группе нарциссических расстройств. Дериват страха аннигиляции может становиться предсознательным как страх бессмысленности существования или как состояние«психологического удушения». Потому «поиск смысла бытия», либо в культурально ценных формах типа религии, либо в невротической форме в виде, например, эзотерики или астрологии, либо в психотической форме систематического бреда относится может относиться к производным назального эротизма.

5. Христианская пневматология с психоаналитической точки зрения.

Сформулировав некоторые положения о назальном эротизме, и находясь в процессе дополнительного сбора клинического материала по данному вопросу, мы можем в формате прикладного исследования обратиться к христианской пневматологии как учении о Святом Духе в попытке найти подтверждения или иллюстрацию наших клинических наблюдений и выводов. Данное рассмотрение может иметь значение, если мы рассматриваем христианство как вероучение и аскетическую практику, имеющие психологический смысл и направленные на «спасение души» не в смысле медикалистского «избавления от симптомов», а в смысле обретения способности к переживанию радости. В этом смысле существенным является исторический характер религии как постепенное открытие человеческому сознанию учения о спасении души. Такой исторический характер в психологическом смысле можно назвать трансгенерационным.

Обратимся к источникам, для начала - к Священному писанию. С исторической и трансгенерационной точки зрения характерно положение христианской пневматологии, что если Ветхий Завет является обещанием Спасителя, то Новый Завет с приходом Спасителя является обещанием Святого Духа.

Относительно Ветхого Завета ограничимся содержащимся в нём утверждением, что Бог, создав человека, вдунул в него «дыхание жизни», отличающее человека от животных.

В Новом Завете, в Евангелии от Иоанна Иисус Христос обещает послать Святого Духа.

Посмотрим внимательно на тематические цитаты:

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ев. От Иоанна, 14, 15-17).

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Ев. От Иоанна, 14, 26).

«А теперь иду к Пославшему Меня ... Но я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ев. От Иоанна, 16, 5-14).

Итак, Христос обещает своим последователям послать Утешителя и Духа Истины. Может быть, ученики Христа сразу не имели такого понимания, однако для нас очевидно под приходом Утешителя особое духовное, а в нашем понимании и психологическое состояние. Оно характеризуется, во-первых, особым психологическим удовольствием, то есть утешением, как это следует из наименования Святого Духа Утешителем, и, во-вторых, обретением некоторых способностей, в частности пониманием истины - по наименованию того же Духа Духом истины, который «наставит на всякую истину», «научит всему», «возвестит будущее». Данное состояние может состояться в результате исполнения двух условий - смерть Иисуса Христа («если не пойду, Утешитель не придет к вам») и любовь и вера в него его последователей («Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди»).

Психоаналитическое понимание приведённых отрывков из Евангелия с учётом концепции назального либидо может быть таким. Желание смерти и страх кислородного голодания присущи назальному либидо, преодоление страха смерти приводит к интеграции назального либидо во взрослую психическую структуру и является условием способности к более полному либидинозному удовлетворению. Назально-эротическое влечение имеет аутоэротический объект, его источник - назальная эрогенная зона, цель - стимуляция назальной зоны вдохом-выдохом. Назальное либидо катектирует идею прекращения дыхания и смерти как способ достижения покоя («утешения») через восстановление пренатального гомеостаза. Практически это означает катексис идеи самоубийства или убийства - через смещение влечения на гиперкатектированный объект, выполняющий функцию нарциссического расширения, которым обычно является кто-то из родителей, что, разумеется, не является в норме осуществимым или культурно допустимым поведением. Христос, утверждая своё Богосыновство, вначале принимает на себя роль гиперкатектированного объекта, а затем и идёт на вольную смерть в качестве реализации фантазии о прекращении дыхания, которая в смещённом виде оказывается реализованной у всех верующих в него.  Тем самым у верующего во Христа также снимается чувство вины за разрядку назального либидо в процессе нормального дыхания.

Конечно, нельзя оставить без внимания эдипальный контекст. Так, в словах Христа имеется утверждение, что он идёт «к Отцу», что мы можем рассматривать в контексте эдипова конфликта как «анти-эдип» - сознательное подчинение отцу вплоть до собственной смерти, могущее свидетельствовать о бессознательном Эдиповом желании смерти отцу и стремлении наказать себя за это.

Однако мы не будем сейчас подробно затрагивать все факторы и компоненты религиозного содержания, так как в фокусе нашего внимания сейчас находится частичное влечение назального эротизма и связанное с ним специальное словесное представление - духовность.

В различных религиях существуют аскетические практики - пост и молитва. Психоаналитически с точки зрения теории влечений например пост - в еде и воздержании от секса - можно рассматривать как фрустрацию и генитального, и орального, и анального либидо, активирующее назальный компонент.

Для иллюстрации обратимся к ещё одному памятнику христианского богословия, специально посвящённому теме Святого Духа - к записи состоявшейся в ноябре 1831 года беседе святого преподобного Серафима Саровского (1754-1833, канонизирован в 1903 году) с Николаем Мотовиловым. Мотовилов, 20-летний помещик, этакий фрейдовский Сергей Панкеев, был вылечен преп. Сергием от болезни ног, и он записал текст беседы, впервые опубликованный в 1903 году. Беседа называется «О цели христианской жизни». С этого вопроса и начинает беседу преп. Серафим: «Никто не сказал вам надлежащим образом об этом. …пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения её. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божьего. …Заметьте, что лишь ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого…» Далее Серафим поясняет, что молитва и пост уместны для призывания Духа, а «когда Дух Божий приходит к нам в силе своей, тогда молва и молитва уже некстати». Говоря о критериях Богообщения, Серафим ссылается на слова Иова, отрицавшего обвинения друзей в хуле на Бога такими словами: «как это может быть, когда я чувствую Дыхание Вседержителя в ноздрех моих» (Иов. 27, 2-3) Как видим, в этой цитате прямо происходит указание на физические ощущения в ноздрях, то есть в назальной эрогенной зоне, потому представляется неслучайным, что преподобный вспомнил о данных словах в контексте беседы о Святом Духе.

Далее преп. Серафим пространно излагает учение о благодати Духа Святого в его историческом аспекте. Отметим его слова: «благодать Духа Святого, разлитая в воздухе земном…» - в них опять же видится подтверждением идеи о дыхании как источнике удовольствия.

После этого собеседник преп.Серафима Мотовилов спросил, как же он сам может определить, что находится в благодати Духа Святого. Мы с вами тоже можем задаться таким вопросом и попытаться для себя ответить на него. Чтобы ответить на этот вопрос, преп. Серафим сначала заверил собеседника, что они по его молитвам находятся «в Духе Божием», а затем попросил собеседника описать, что тот чувствовал. И Николай Мотовилов последовательно и развёрнуто перечислил специфические психологические ощущения и состояния, которые мы, без сомнения, можем отнести к либидинозным, в том числе и прямо связанным с дыханием: «чувствую себя необыкновенно хорошо - такую тишину и мир в душе моей, что никаким словом то выразить вам не могу», «чувствую необыкновенную сладость», «чувствую необыкновенную радость в сердце моём», «чувствую теплоту необыкновенную» (беседа происходила в ноябре в лесу под снегопадом), и наконец «чувствую запах, которому на земле нет ничего подобного этому благоуханию».

Прокомментировав с точки зрения Св. Писания каждое из названных состояний, преп.Серафим подытожил: «…под Царствием Божием разумел Он (Господь) благодать Духа Святого. Вот оно-то внутри нас теперь и находится… И вот наше положение … есть то самое, про которое апостол говорит, что «Царство Божие не есть пища и питие, но радость и мир о Духе Святе, и что вера наша состоит не в препретельных земныя мудрости словах, но в явлении силы и Духа». Данные слова, думаю, описывают состояния, знакомые всем проходившим психоанализ, что заставляет задуматься об общности целей или резульатов психоанализа и христианской практики.

Последняя цитата напоминает известные слова Христа, относящиеся к периоду его сорокодневного поста - «не хлебом единым жив человек». Традиционно эти слова понимаются так, что человек жив и духовными ценностями. С точки зрения теории влечений, т.е. связывая психические репрезентации с телесным функционированием, можно психоаналитически это понимать так, что человек при фрустрации орального и других компонентов либидо в ходе поста может получать удовлетворение назального либидо прямо или символически (т.е. сублимированно).

6. Заключение.

Из всего сказанного становится очевидным, что религиозная духовность, имея манифестной целью восстановление связи с Богом, латентным образом восстанавливает связь человека с самим собой, с собственными либидинозными источниками. В христианстве обретение такой способности увязывается с верой и любовью ко Христу, психоаналитически понимаемой как преодоление собственного нарциссизма и переход к объектным отношениям. Назальное либидо интегрируется и активизируется посредством аскетических упражнений, фрустрации от которых позволяют во-первых, идентифицироваться с распятым Христом, то есть со всемогущим Богом, и одновременно являются наказанием не только за эдипов триумф над Богом, но и за бессознательное либидинозное удовлетворение, в частности назального либидо. Бессознательное чувство вины преодолевается с помощью веры в искупительную смерть Христа. Назальное либидо увеличивает свой энергетический потенциал в той мере, в какой расширяется и объектное либидо через веру в Христа.

Итак, попытки установить связь с Богом приводят людей назад к самим себе. Без выполнения данной религиозно-духовной максимы не может быть выполнена и простая максима светской духовности - «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», поскольку не познавший собственную душу человек не может знать, что ему самому хотелось бы и как ему соответственно поступать с другими людьми.

Аскетические упражнения других религий или духовных направлений, использующие понятия «ци», «праны», направленные на достижение «нирваны» или активизирующие «кундалини», дыхательные упражнения по Бутейко, Стрельниковой и Фролову порой откровенно напоминают акты дыхательной мастурбации, несомненно дающие прямое и в определённой степени перверсное удовлетворение, но, вероятно, усиливающие зависимость от наставников.

Может быть, особой формой переработки – сублимации - назального либидо, связанной с отказом от его прямого физического удовлетворения, объясняется прямая корреляция между сложнейшей разработкой духовно-религиозных смыслов в христианстве и достижениями материальной культуры христианских народов, несравнимые с достижениями других культур.

В заключении необходимо обратиться к нашей профессии и высказать мысль, что сам психоанализ явился и остаётся артефактом иудео-христианской культуры. Мы надеемся, что предложенное нами осмысление назально-эротических компонентов духовности позволит отойти от эдипального соперничества между религиозно-христианской и психоаналитической парадигмами. Тем более что они имеют общие предмет - исследование и конструирование духовной или психической реальности, объект - человеческую психику и душу, и цели - развивать способность любить и работать, радоваться жизни, развивая свою способность быть социализированным человеком, а также схожие методы – вербализацию психического или духовного содержания.
















     
Copyright © Дмитрий Соколов. 2017